Признаки неисправности ДПДЗ.
- ДПДЗ
- это устройство, которое изначально было предназначено для преобразования углового положения дроссельной заслонки в напряжение постоянного тока. На основании информации полученной с датчика дроссельной заслонки электронным блоком управления производится выбор режима передачи топлива.
Необходимо понимать, что основная функция датчика состоит в определении угла, на который повернута заслонка. От этого зависит угол опережения зажигания, расход топлива, мощность работы двигателя, динамические характеристики машины. Информация от датчика попадает в электронный блок управления двигателем, и на ее основании компьютер посылает команды о количестве подаваемого топлива, угле опережения зажигания, что способствует образованию оптимальной топливовоздушной смеси.
Типичные признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки:
- Плохой запуск на холодную и на горячую;
- Дерганье автомобиля во время движения, провалы оборотов;
- Нестабильные обороты на холостом ходу, плавают;
- Потеря мощности двигателя;
- Увеличенный расход топлива;
- Двигатель глохнет во время переключения передач;
- Не держит обороты в диапазоне 1500 — 2000 тысяч.
С чего все началось? Я начал замечать, что у моего автомобиля не получается удержать обороты в пределах 1500 — 2000 тысяч и не было плавного хода, автомобиль дергался во время движения, ошибки не появлялись.
Причины неисправности ДПДЗ
Существуют два типа датчиков положения дроссельной заслонки — контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). Чаще всего поломке подвержены именно пленочно-резистивные датчики! Именно их работа основана на движении специального ползунка по резистивным дорожкам, которые с временем стираются. Ошибка на приборной панели может не появляться.
- Потеря контакта на ползунке. Это может быть вызвано как просто его физическим износом, так и обломком наконечника;
- Не повышается линейное напряжение на выходе датчика;
- Износ шестерен привода ползунка, происходит редко;
- Обрыв проводов датчика, происходит редко, как правило диагностируется сразу;
- Возникновение короткого замыкания, может возникнуть из за общих проблем с электроникой.
Что касается магниторезистивных датчиков, то у них нет напыления из резистивных дорожек, поэтому его поломки сводятся, в основном, к обрыву проводов или возникновению в их цепи короткого замыкания, ошибку увидите сразу.
Проверка ДПДЗ
Проверить напряжение дроссельной заслонки мультиметром, нужно отсоединить разъем от датчика положения заслонки и подключить «+» мультиметра к разъему питания — чаще всего это черно-белый провод, а «-» подключить к массе датчика — чаще всего это коричневый провод, включить зажигание, показания должны быть в пределах 4.7 и 5 v.
Проверка сигнала датчика дроссельной заслонки, подключаем «+» мультиметра к сигнальному проводу, синий или голубой может быть и красного цвета, а «-» к клемме массы датчика или любой другой массе автомобиля, при закрытой заслонке напряжение на выходном контакте датчика не должно превышать значения 0.3 и 0.6 Вольта, при полностью открытой значение должно быть не менее 4 Вольт.
Измерить сопротивления можно подсоединив «+» мультиметра к разъему питания а «-» к массе, показания должны быть от 4 до 9 кОм.
Проверить магнитные дорожки, нужно подсоединить разъем к датчику и «+» мультиметра подсоединить к сигнальному проводу датчика, а «-» подсоединить к массе датчика и плавно нажимать на педаль газа, показания должны меняться плавно и без скачков от 0.3 до 4.5 v, если видите скачок, обрыв, в том или ином месте, это значит что дорожки в этом положении стерлись.
Я проверял ДПДЗ с помощью диагностического шнурка vag k+can commander, в таблице было отчетливо видно изменения напряжения датчика, диагностический шнурок позволяет гораздо быстрее и точнее определить напряжение в отличии от мультиметра. Почитайте про vag k+can по ссылке.
Восстановление ДПДЗ своими руками
Я решился снять и разобрать датчик, что бы проверить целостность графитовых дорожек на глаз. Разобрав увидел что графитовые дорожки действительно стерты, степень износа определить я не могу. Было решено приобрести графитовый клей для восстановления дорожек плат. Самый подходящий я нашел в магазине Чип и Дип стоимостью 150 руб.
Восстановление дорожек датчика графитовым клеем. Снял датчик заслонки и аккуратно его разрезал ножовкой по металлу т.к. другими способами его не вскрыть, аккуратно отогнул плату и нанес на дорожки тонкий слой клея. Все собрал и склеил, осталось отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки, что собственно сделать самому не получилось, даже имея под рукой адаптер для диагностики, мультиметр и щупы.
На следующий день отправился в СТО для настройки датчика положения дроссельной заслонки. Пробуксовка автомобиля была жуткой, при переключении передач в разных положениях, обороты подкидывало от 2500 до 4000 тысяч.
На сто мастер сбросил все до заводских настроек автомобиля и произвел регулировку положения дроссельной заслонки. На холостых все было в порядке, однако по пути домой заметил пробуксовку со 2 на 3 передачу. Она была не сильной, например, если переключения происходят на 1800 он подкидывает до 2000 если на 1700 подкидывает до 1900 тысяч, а если поддать газу этого не происходит.
Начал читать, так как были мысли в голове о сгоревших (изношенных) фрикционах т.к. в день посещения СТО пару часов пришлось ездить с жуткой пробуксовкой, но вскоре эту причину сразу отбросил.
Позвонил в СТО и вновь рассказал подробно о проблеме, мастер предложил мне проверить проводку и АКПП, а не грешить на датчик заслонки, так как мысли были только о нем, я отправился вновь его разбирать.
Способ который помог
В этот раз, я не стал снимать сам датчик положения дроссельной заслонки, чтобы вновь не ехать его настраивать, а снял заслонку полностью с автомобиля, отогнул плату с дорожками и аккуратно очистил ее от графитового клея который я нанес до этого.
Внутри ДПДЗ имеются графитовые дорожки по которым ездят щеточки. Самый действенный способ ремонта — это отогнуть эти щеточки в стороны на целую часть дорожек, делать это нужно очень аккуратно, я пользовался тонким пинцетом и плоским пинцетом. Не додумайтесь обезжиривать дорожки или смазывать чем либо особенно ватными палочками и спонжами.
В этот раз, я планировал решить проблему отогнув щеточки на целые части дорожек ДПДЗ. Собрал, завел и поехал проверять. Ход плавный, пробуксовки нет, обороты держит и на 1400, 1650 на 1900 тысяч и т.д. в общем все как положено, ремонт можно произвести самому и оживить датчик заслонки до покупки нового, главное делать все аккуратно и не торопясь.
При неисправности датчика ЭБУ переходит на резервную программу работы и на щитке приборов загорается контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. Замена датчика абсолютного давления во впускном трубопроводе двигателя Шевроле Лачетти .